АСЕАН и ЕАЭС – есть взаимный интерес?

АСЕАН и ЕАЭС – есть взаимный интерес?В начале августа в Малайзии прошли ежегодные мероприятия по линии АСЕАН, по итогам которых глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что идея либерализации торговли с Евразийским экономическим союзом нашла поддержку среди стран ассоциации. ЕКЦ решил узнать у эксперта, насколько перспективна такая идея, какие выгоды это принесет ЕАЭС и что страны Евразийского союза могут предложить государствам Юго-Восточной Азии.

5-6 августа в Малайзии прошли ежегодные мероприятия по линии Ассоциации государств Юго-Восточной Азии — министерское совещание Россия-АСЕАН, встреча глав внешнеполитических ведомств стран — участниц Восточноазиатского саммита (ВАС) и 21-я сессия Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ).

Как заявил позднее глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая на встрече с представителями деловых кругов Малайзии, идея либерализации торговли с Евразийским экономическим союзом нашла поддержку среди государств Юго-Восточной Азии. Он также напомнил, что ЕАЭС заключил соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, которое РФ рассматривает как пилотный проект для выхода на торговую либерализацию со всей АСЕАН.

«Будущее России как крупнейшей евразийской державы неразрывно связано с АТР. Логично, что мы, как и другие государства Евразийского экономического союза, стремимся наращивать связи со странами региона, устранять барьеры в торговле и инвестициях», — сказал глава МИД РФ. Как отметил Лавров, в настоящее время совместный потенциал стран не используется в полной мере, хотя он может стать хорошей основой для взаимодействия в экономической области.

Ранее Президент РФ Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, отметил, что после подписания договора о ЗСТ с Вьетнамом развивать и наращивать связи со странами АТР как минимум логично. По его словам, Китай, Япония, Южная Корея и государства АСЕАН уже составляют четверть мировой экономики и в ближайшее десятилетие именно эти рынки будут основным источником роста мирового спроса на товары и услуги. А рынки эти совсем не маленькие: если число жителей ЕАЭС составляет примерно 180 млн человек, то население региона АСЕАН, по оценке председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко, насчитывает около 600 млн жителей.

 

Что представляет собой АСЕАН

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии была образована в 1967 году при участии пяти стран-основательниц — Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. В период с 1984 по 1999 год к ассоциации присоединились Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос, Мьянма, и Камбоджа. Вместе эти страны являются так называемой десяткой АСЕАН

Целью создания нового объединения было объявлено сотрудничество в экономической, социальной, культурной и других областях стран-участниц, а также упрочение мира и стабильности в Юго-Восточной Азии. Декларация АСЕАН предусматривала, что ассоциация будет открытой для всех государств Юго-Восточной Азии.

С 1987 года появилась возможность присоединения к ассоциации внерегиональных государств, благодаря чему в АСЕАН вошли Китай и Индия, Япония и Пакистан, Россия и Южная Корея, Новая Зеландия, Монголия, Австралия, США, Турция и Канада.

В экономической сфере страны ассоциации проводят линию на углубление интеграции и торговую либерализацию на базе соглашения о создании зоны свободной торговли (АФТА). Одновременно АСЕАН идет по пути либерализации торговли с ведущими внерегиональными партнерами. Так, ассоциация подписала соглашения о свободной торговле с Китаем, Японией, Южной Кореей, Индией, а также с Австралией и Новой Зеландией. К 2024 году планируется создание зоны свободной торговли АСЕАН плюс Китай, Республика Корея и Япония.

Помимо экономических аспектов деятельности АСЕАН выступает в роли одного из системообразующих элементов формирующейся системы безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и играет все более важную роль в сохранении стабильности в Юго-Восточной Азии.

Перспективы сотрудничества

АСЕАН активно участвует во многих проектах, связанных с развитием региональной и международной торговли, и это позволяет привлекать в регион дополнительные средства, а также наращивать экспорт местных товаров.

По мнению руководителя Школы востоковедения университета «Высшая школа экономики» Алексея Маслова, для ЕАЭС создание зоны свободной торговли с АСЕАН могло бы прежде всего открыть рынки стран-членов ассоциации и заметно облегчить логистику поставки товаров в Юго-Восточную Азию. Кроме того, такой шаг способен заметно уменьшить стоимость товаров из этого региона.

«Можно уже сегодня предположить, что в случае создания такой зоны стоимость товаров для конечного потребителя уменьшится как минимум на 15%. Например, именно настолько уменьшилась цена товаров после создания совместной зоны КНР-АСЕАН», — сказал эксперт в интервью ЕКЦ. «А для стран ЕАЭС по сравнению с дорожающими товарами из Китая это будет еще заметнее», — добавил он.

Такого результата можно было бы достичь в рамках ЗСТ с АСЕАН прежде всего благодаря избеганию двойного налогообложения, введению преференциальных таможенных ставок на различные группы товаров, уменьшению экспортно-импортных пошлин и организации совместных производств.

По словам эксперта, России, к примеру, выгоднее размещать ряд заказов на производство продукции именно в странах АСЕАН, а не в Китае. «Перемещение аутсорсинга в Юго-Восточную Азию является общей тенденцией, что легко объяснимо стоимостью рабочей силы. Если в Китае среднегодовая зарплата составляет 8,046 тыс. долларов, то во Вьетнаме она равна 2,364 тыс. долларов, в Таиланде — 4,692, в Индонезии — 2,196, в Камбодже —1,452», — пояснил Маслов.

Кроме того, в странах региона заметно ниже расходы на социальное обеспечение: если в Китае они составляют около 30% от зарплаты, то во Вьетнаме — 22%, в Индонезии — менее 6%, а в Камбодже — вообще 0,5%. Таким образом, производить товары в странах АСЕАН или при использовании рабочей силы из этого региона оказывается значительно выгоднее.

С другой стороны, Евразийскому экономическому союзу тоже есть что предложить государствам Юго-Восточной Азии. Как отметил эксперт, страны АСЕАН активно нуждаются в новых технологиях и высокотехнологичных производствах.

«За редким исключением — Сингапур и частично Малайзия — технологический, а также профессионально-образовательный уровень этих стран невысок. И здесь имеется хорошая площадка для сотрудничества», — считает Маслов.

По его словам, страны АСЕАН являются потенциальными потребителями продукции, выпускаемой в ЕАЭС, в частности самолетов Superjet, продуктов нефтехимии, экологически чистых продуктов питания. И, конечно же, значительную роль может сыграть энергетическое сотрудничество.

* * *

В настоящий момент, по данным министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, более 40 государств и международных организаций выразили желание создать зону свободной торговли с Евразийским экономическим союзом, в том числе Китай, Индонезия и Камбоджа. ЕЭК уже изучает вопрос целесообразности организации ЗСТ с Ираном, Израилем, Пакистаном и Южной Кореей. В середине июля глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что Россия ожидает подачи заявки Таиланда на создание зоны свободной торговли с ЕАЭС до конца текущего года.

В свою очередь в ЕАЭС заинтересованы в изучении новых направлений и механизмов дальнейшего сотрудничества между странами. Активное развитие экономических отношений приведет к укреплению региональных связей, повышению инвестиционной привлекательности региона. Так что, если взаимный интерес стран ЕАЭС и АСЕАН сохранится, можно уже в обозримом будущем рассчитывать на расширение экономического сотрудничества Евразийского союза с государствами Юго-Восточной Азии.