Керим Хас, эксперт по евразийской политике USAK, поделился мнением о Евразийской интеграции

Керим Хас, эксперт по евразийской политике USAK, поделился мнением о Евразийской интеграции

Керим Хас, эксперт по евразийской политике USAK в интервью специальному обозревателю журнала «Экономические стратегии» Сергею Кочубею поделился своим видением перспектив евразийских интеграционных процессов, отметив в частности, что «если основные проекты стратегического развития ЕАЭС будут осуществлены, то данное объединение станет беспрецедентно выгодным для его участников».

Международная организация стратегических исследований (USAK) в Анкаре — ведущий независимый аналитический центр в регионе, специализирующийся в таких областях как международные отношения, международная энергетическая безопасность, Ближний Восток, Евразийский регион, Азиатско-Тихоокеанский регион, США, Европейский союз, Балканский полуостров, терроризм и международное право.

Каково Ваше видение перспективы интеграционных процессов в ЕАЭС как региональном объединении?

Евразийская интеграция весьма перспективна, в том числе для России. В последнее время мы наблюдаем тенденцию к созданию региональных экономических союзов — так называемую регионализацию, — в перспективе становящихся и военными. К примеру, возьмем Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) между США и европейскими странами. В Азиатско-Тихоокеанском регионе также весьма интенсивно развиваются интеграционные процессы, в первую очередь экономические, так называемое Транс-тихоокеанское партнерство (ТТП). С моей точки зрения, ЕАЭС должен развиваться прежде всего как экономический союз, несущий финансовое процветание его участникам, а уж во вторую очередь, и если сторонам выгодно, можно и как военно-политический. Опять же не совсем ясны перспективы взаимодействия Китая и ЕАЭС в контексте реализации проекта «Шелковый путь» по созданию транспортного коридора между западным Китаем и Европой через Казахстан и Россию. Также ШОС, как объединяющая основные экономические процессы организация в евразийском континента с новыми полноправными членами, возможно, будет играть свою ключевую и положительную роль между ЕАЭС и проектом «Шелкового пути». Если основные проекты стратегического развития ЕАЭС будут осуществлены, в том числе при взаимодействии с Китаем, то данное объединение станет беспрецедентно выгодным для его участников.

Сейчас происходит переформатирование мировой финансовой системы. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы ЕАЭС в рамках этого процесса?

После украинского кризиса ЕАЭС отчасти ограничил свои перспективы экономического развития. Очевидно, что в краткосрочной перспективе Украина не войдет в ЕАЭС, и это весьма ощутимая потеря для евразийского партнёрства, можно даже сказать, удар. Одним из основных рисков в ЕАЭС, с финансовой точки зрения, является большая доля сырьевого кластера в общем товарообороте между странами-участницами союза — она составляет около 40% от общего объема торговли. Для эффективного экономического развития союза и становления ЕАЭС как одного из новых финансовых центров мира эта доля должна снижаться, а доля других отраслей высокой технологии и промышленности, в том числе легкой, расти. Странам-участницам союза необходимо уделять повышенное внимание синхронной модернизации производственных мощностей своих экономик и не только в сырьевом секторе, дабы нивелировать разрыв между технологическим уровнем экономик государств, входящих в союз, и обеспечить общий рост и конкурентоспособность товаров, произведенных в контуре ЕАЭС. Опять же важную роль будет играть стрессоустойчивость экономического союза перед лицом санкций и прочих ограничений, вводимых западными странами против РФ и, как следствие, против ЕАЭС. Если удастся преодолеть давление на союз извне, то перспективы развития проекта будут весьма позитивными. Хочу еще раз отметить, что экономическая эффективность ЕАЭС сильно зависит от развития китайского проекта «Шелковый путь» и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства, так как реализация этих двух проектов во многом определит расстановку сил в ключевых для ЕАЭС регионах.

Также стоит отметить, что правительство России проводит политику экономической интеграции не только в рамках ЕАЭС, подобные процессы инициируются и с весомыми региональными игроками — Индией, Израилем, Китаем, Вьетнамом, Египтом — с целью развития торговых и экономических связей. Одна из важных задач России – расширять свой инструментарий для укрепления экономических связей с партнерами, в том числе через создание свободных экономических зон. Я могу привести в пример мою страну: товарооборот России и Турции уверенно растет, ведутся переговоры о переходе на качественно новый уровень экономического сотрудничества, создавая свободные экономические зоны и условия для использования нацвалюты для торговли между нашими странами.

 

Полный текст интервью читайте в номере журнала «Экономические стратегии» http://www.inesnet.ru/es_magazine/